Общепризнано, что современного человека должны отличать
ответственность и инициативность, продуктивность и
эффективность, адаптивность к динамично меняющимся
условиям, способность к множественным выборам, новый тип
функциональной грамотности. Формирование этих социально
значимых качеств и призвана решить модернизация
образования.
Что такое метод проектов
Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в
“Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь
механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3)
замысел, план.
Такое толкование значения этого слова близко к его
общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере
смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в
результате должны появиться либо определенный
материальный объект, либо алгоритм его создания, а также
необходимая документация и технология. В сущности, этот
результат в технике и носит название проекта, неважно,
будет ли это проект здания, автомобиля, станка и т.д.
Термином “проект” объединены, таким образом, как работа
по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и
способы тиражирования этого продукта в других условиях.
Проекты стали распространенной формой продуктивной и
общественно значимой деятельности людей в самых
различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных,
экологических, экономических, политических, спортивных,
развлекательных и других проектах.
Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет назад
начали активно внедряться и в школьную
преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают
с идеями американского философа и педагога Дж.Дьюи,
который предлагал строить обучение на активной основе,
через практическую деятельность ученика,
соответствующую его личной заинтересованности именно в
этом знании. Подробное освещение метод проектов получил
в работах американских педагогов У.Х.Килпатрика и
Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто
активную познавательную деятельность учащихся, а
деятельность на основе совместного труда,
сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.
В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских
педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие
инициативы и творческой самостоятельности школьников,
будет способствовать непосредственной связи между
приобретением знаний и умений и применением их в
решении практических задач. Более того, сторонники
метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина,
Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством
преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где
приобретение знаний будет осуществляться на основе и в
связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы
отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках
под руководством учителя подменялось работой по
выполнению заданий проектов, которые часто имели
общественную направленность. Темы их говорят сами за
себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред
алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень
общеобразовательной подготовки школьников падал,
учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с
выполняемой ими практической работой. Поэтому
универсализация метода проектов была осуждена и в
дальнейшей практике советской школы этот метод не
применялся.
За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле,
Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел
широкое распространение и приобрел большую популярность
за счет рационального сочетания теоретических знаний и
их практического применения для решения конкретных
проблем.
В современной российской школе проектная система
обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в
связи с реформированием школьного образования,
демократизацией отношений между учителем и учениками,
поиском активных форм познавательной деятельности
школьников.
Следует различать широкое толкование проекта как
понятия и конкретную образовательную технологию —
“метод проектов”. Проект, как было указано выше, это
совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального
объекта или какого-либо теоретического продукта.
Метод проектов — это дидактическая
категория, обозначающая систему приемов и способов
овладения определенными практическими или
теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в
виду именно способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая
должна завершиться вполне реальным, практическим
результатом, оформленным тем или иным образом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность
учебно-познавательных приемов, которые позволяют
учащимся приобретать знания и умения в процессе
планирования и самостоятельного выполнения определенных
практических заданий с обязательной презентацией
результатов.
Не следует забывать и о том, что проектная деятельность
школьников отличается рядом признаков от
учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от
последней метод проектов нацелен на всестороннее и
систематическое исследование проблемы и разработку
конкретного варианта (модели) образовательного
продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской
деятельности главным итогом является достижение истины,
тогда как работа над проектом предполагает получение,
прежде всего, практического результата. Кроме того,
проект, являясь результатом коллективных усилий
исполнителей, на завершающем этапе деятельности
предполагает рефлексию совместной работы, анализ
полноты, глубины, информационного обеспечения,
творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по
самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать
новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки
исключительно исследования, обучая дополнительно
конструированию, моделированию и т.д. Это обучение
должно осуществляться как на материале существующих
учебных предметов, так и в специально организованной
учебной среде.
Для современной школы актуальными являются две
разновидности проектирования. Педагогическое
проектирование как процесс преобразования
образовательной системы можно отнести к социальному
типу (проектирование организаций, норм, сложных
социальных объектов). Включение же учащихся в проектную
деятельность (метод проектов) относят к
проектированию гуманитарного типа, которое
предполагает: определение целей, разработку средств их
реализации; учет социальных и культурных условий, т.е.
учет позиций других участников проекта.
Рассмотрим возможности использования метода
проектов в школьной педагогической практике.
В 1999 г. в московской школе № 207 начала работу
первая проектная группа,
разрабатывавшая тему “Мир с высоты моих 16”.
В 2001 г. эстафету подхватила вторая группа
старшеклассников, обратившаяся к теме с не менее
публицистическим названием “Легко ли быть молодым?”.
Исходным этапом работы является так называемый
предпроект. В ходе этого этапа осуществляется
выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры,
планируется эксперимент, а главное, формулируется тема
проекта.
В том случае, когда область научного знания, внутри
которой предстоит развернуть исследование, и сама идея
предъявляются учителем, первым шагом является
актуализация этой идеи в сознании участников проектной
группы. Показав актуальность и привлекательность
погружения в данную область исследовательской
деятельности, учитель тем самым пытается найти в
учениках — участниках проектной группы — партнеров и
единомышленников, ибо основной принцип технологии
проектного обучения — это сотрудничество и
сотворчество.
На первую встречу, как правило, приходят многие — почти
все учащиеся 10 классов. Они еще не знают, зачем
пришли, ими руководят интерес и чувство солидарности.
Особенно важно для учителя, чтобы среди пришедших
оказался явный или неявный лидер ученического
коллектива, так как он впоследствии может стать и
лидером проектной группы. Опыт показывает, что эта
встреча — самая сложная, она должна быть всесторонне
продумана педагогом вплоть до проигрывания возможных
ответов учеников на поставленные вопросы.
Уже на этом этапе внимание уделяется оформлению
кабинета, в котором проводятся встречи. Можно
использовать специально созданные кодопленки. На первом
собрании демонстрируется пленка, отражающая цели работы
над проектом и содержание первого этапа.
Цели работы над проектом:
- научить самостоятельному достижению намеченной
цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые
предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией,
находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования,
передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового
общения в группе.
Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов.
Предпроект: обмен знаниями по теме,
интересами; высказывания пожеланий, вопросов;
обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем
проекта; формулирование темы проекта для класса или
группы учащихся; формулирование тем для работы
подгрупп.
Вот какие вопросы и проблемы выдвигаются
школьниками, как представляющие для них
интерес, на первом собрании группы: взаимоотношения с
родителями; дружба с разными людьми; проблема
употребления алкоголя и наркотиков; сексуальные
отношения; религиозные и другие секты; отношение
общества к молодежи; молодежная музыка, одежда, фильмы,
игры; отношение молодежи к армии.
Несложно убедиться, что названные проблемы связаны с
процессом социализации, т.е. с усвоением человеком
знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть
полноценным членом общества. Высказывание проблем —
процесс шумный и довольно длительный, но это те самые
поиски общего языка, выстраивание отношений, которые
являются ядром предпроекта. В конце собрания
назначается точная дата следующей встречи и дается
конкретное задание — определиться, какой из
предложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан
приоритет. На второе собрание проектной группы, как
показывает опыт, приходят те учащиеся, которые твердо
решили принять участие в предложенной работе. Собрание
начинается с выбора секретаря в чьи обязанности входит
ведение протокола. Главная задача этого собрания —
формулирование темы проекта и распределение по
подгруппам. Участники первой проектной группы в
результате обсуждения назвали проект “Мир с высоты моих
16”.
Вторая проектная группа назвала проект “Легко ли
быть молодым?”.
Следующим шагом является распределение участников на
подгруппы и определение тем их работы как компонентов
общей исследовательской темы.
Затем формулируются темы рефератов. Вот какие темы
избирали участники второй проектной группы: “Все мы
родом из детства”; “Маргиналы на стыке тысячелетий”;
“Преступность несовершеннолетних”; “Роль средств
массовой информации в жизни людей”; “Какая армия нам
нужна?”; “Игры, в которые играют люди; люди, которые
играют в игры”.
Участники проектной группы получают
задание: придумать эмблему проектной
группы и просмотреть литературу по теме реферата,
имеющуюся в библиотеке, а также по возможности
познакомиться с информацией, размещенной на различных
сайтах в Интернете и связанной с проблематикой работы.
Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по
подгруппам, а одному или двум участникам дается задание
объединить все фотографии, эмблему и название тем
рефератов на ватмане.
Основная цель этапа планирования,
который начинается с третьего собрания проектной группы,
— получение общего представления о будущем направлении
исследовательской работы.
Так же, как и на первом собрании, учитель использует
визуальное оформление собрания. На этот раз оно
предоставлено кодопленкой, отражающей содержание этапа
планирования работы над проектом.
Планирование работы над проектом:
определение временных рамок, ограничивающих этапы
работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о
выполненной работе; формулирование наиболее актуальных
проблем, способных оказать влияние на ход
исследовательской работы.
В ходе третьего собрания учитель лишь изредка вносит
коррективы в ход дискуссии по планированию проектной
деятельности. Очень важно максимально предоставить
инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и
помощника.
Именно на третьем собрании определяются основные проблемы,
относящиеся к проведению исследования:
Как работать с книгами и журналами? Как правильно
оформлять реферат?
Как проводить анкетирование и тестирование?
Аналитический этап:
исследовательская работа учащихся и самостоятельное
получение новых знаний; уточнение намеченных цели и
задач; поиск и сбор информации через собственные знания
и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами
(учащимися, учителями, родителями, приглашенными
консультантами и т.д.); изучение специальной литературы,
привлечение материалов средств массовой информации,
Интернета.
Следует отметить, что основной задачей
аналитического этапа являются самостоятельное
проведение учащимися исследования, самостоятельное
получение и анализ информации. Учитель при этом следит
за ходом исследования, его соответствием цели и задачам
проекта, оказывает группам необходимую помощь, не
допуская пассивности отдельных участников. В его задачу
также входят корректировка деятельности групп и
отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных
результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями аналитического этапа
являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с
алгоритмами специальных способов работы с информацией,
таких, как проведение анкетирования, социологического
опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска
информации в Интернете.
На четвертом собрании групп проводится библиотечное
занятие. Основной его целью является знакомство
учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение
умению пользоваться системой поиска литературы.
Пятое собрание посвящается обучению умениям
конспектировать и реферировать текстовую информацию. По
окончании занятия участники проектной группы получают
задание: написать сложный план своего будущего реферата
и составить список используемой литературы и других
источников информации.
Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с
некоторыми приемами анкетирования и социологического
опроса.
Далее по ходу аналитического этапа работы проектной
группы организуются консультационные встречи с
участниками подгрупп.
Седьмое собрание проектных групп предполагает подведение
итогов проделанной работы. Представители каждой из
подгрупп отчитываются о проведенных социологических
исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии
находится работа над рефератом. Второй, не менее важной,
задачей, которую обсуждают участники, была подготовка к
презентации. Участники первой проектной группы решают,
что для презентации необходимы видео- и фотосюжеты по
каждой из тем. Участники второй проектной группы решают
поставить спектакль, общее направление которого должно
соответствовать названию проекта.
Этап обобщения:
систематизация, структурирование полученной информации
и интеграция полученных знаний; построение общей
логической схемы выводов для подведения итогов (в виде
рефератов, докладов, конференций, видеофильмов,
спектаклей, стенгазет, школьных журналов, презентации в
Интернете и т.д.).
Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся
максимальную самостоятельность и помочь проявить
творческую активность в выборе форм представления
результатов проекта; стимулировать формы, которые дают
возможность раскрыться каждому ученику.
На восьмое собрание все участники первой группы приносят
свои рефераты. После небольшого краткого отчета о
результатах проделанной работы принимается решение
закончить работу над рефератом и приступить к написанию
выступления по материалам работы каждой из подгрупп.
Целью является создание в письменной форме краткого по
содержанию документа, включающего характеристику целей
проведенного исследования, применявшихся методов и
полученных результатов, а также сообщение о намерении
продолжить исследование, если такое намерение
предусматривалось авторами.
Вот какие темы рефератов были представлены
участниками подгрупп: “Политика — любимая
игра человечества”; “Влияние религии на поведение
человека”; “Преступность несовершеннолетних”;
“Современная семья — гармония и конфликты”.
Презентация полученных результатов:
осмысление полученных данных и способ достижения
результата, обмен полученной информацией, а также
накопленным опытом в классе или группе учащихся;
обсуждение и совместная презентация участниками
результатов работы надо проектом; совместная
презентация результатов на уровне школы, города, округа
и т.д.
Особенность этапа заключается в том, что само
осуществление презентации в той форме, которую выбрали
участники, является, по сути, учебным и ориентировано
на приобретение навыков представления итогов своей
деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как
правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к
дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход
исследований, самостоятельно выявлены ошибки,
допущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя —
объяснить участникам проектной группы основные правила
ведения дискуссии и делового общения; стремиться
выработать навыки конструктивного отношения к критике
своих суждений другими и к наличию в группе многих точек
зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на позициях
педагогики прагматизма, представители которого
отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”,
рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой
ученик выступает активным участником. В основе этого
метода лежит не информационный подход, ориентированный
на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на
формирование комплекса мыслительных способностей (
понимания, рефлексии, конструирующего воображения,
способности к целеполаганию), необходимых для
исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности
заключается в возможности: повышение мотивации
в получении дополнительных знаний; изучения методов
научного познания
( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно
поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод
анализа ситуации); рефлексии и интерпретации
результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у
учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (
социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство
ответственности, самодисциплины; способности к
методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает:
исследовательские и творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в
том, чтобы научить детей проектировать собственную
траекторию движения при решении того или иного
социокультурного вопроса.
Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории
обществознания Дата: 01.12.03
Литература.
1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся.
ж.ПИиОбщ., 2002г., №9
2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности
старшеклассников.
ж. ПИиОбщ., 2002г., №9
3. Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9
|